Пояснительная записка.
Компетентностный
подход к обучению русскому языку требует формирования коммуникативной, языковой
и культурологической компетенции. Коммуникативная компетенция предусматривает
овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и
письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и
ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим
особенностям обучающихся. Это потребовало усиления практической направленности
преподавания русского языка и литературы.
В
рамках сквозного курса вариативной части учебного плана «Развитие речи» (5 – 8
кл.) в 8 классе целесообразно ведение
курса "Комплексный анализ текста”,
объединяющего подготовку по русскому языку, культуре речи и литературе.
Программа
имеет практическую направленность. Комплексная работа с текстом даёт возможность каждому ученику реализовать
свои возможности и коммуникативные способности, развить готовность к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству,
систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению
практических навыков грамотного письма и речевому развитию. Следует также
отметить актуальность данного курса
для подготовки обучающихся к
государственной (итоговой) аттестации по русскому языку за курс основной школы
в новой форме..
Цели программы:
·
Формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка.
·
Формирование компетентности в сфере
самостоятельной познавательной деятельности образовательной области
"Филология”; формирование практической грамотности, языковой и речевой
компетенции обучающихся.
·
Адаптация учеников к новой форме государственной
итоговой аттестации, обеспечение эмоционального благополучия ученика.
Особенности программы.
Программа
включает повторение и систематизацию знаний из разных областей русского языка и
литературы в ходе практических занятий
по комплексному анализу текста. В процессе
обучения используется тексты из пособий «Готовимся к ЕГЭ и ГИА», а также тексты
публицистического характера социальной и нравственной проблематики. К каждому
тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического,
стилистического и художественного своеобразия. Выполняя конкретные задания,
школьники учатся анализировать текст. Система заданий для анализа включает
вопросы по орфографии и пунктуации, при ответе на которые ученик использует знания,
полученные на уроках русского языка и литературы. Задания предусматривают
систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также усвоение нового
материала. Преимущество этого вида работы с текстом заключается в том, что при
комплексным анализе текста школьник учится наблюдать за словом, за мыслью
автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские
приемы, развивает и собственные навыки создания связных текстов.
В
9 классе данная работа может быть продолжена в рамках предпрофильной подготовки
и целенаправленной подготовки к ГИА.
Предполагаемый результат:
По итогам
обучения учащиеся должны уметь:
·
осознанно проводить элементарный языковой анализ
художественного текста, воспринимать художественные и публицистические тексты во всем многообразии используемых в них
языковых и структурно-семантических средств;
·
указывать средства связи между частями текста;
·
определять тему и основную мысль текста;
·
определять тип и стиль речи;
·
использовать знания о тексте и
изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;
·
производить анализ орфографии и пунктуации текста;
·
выполнять основные виды грамматических разборов. Примеры текстов для работы (10 вариантов)
|